«Пиноккио» в январе
21 December 2020
«Пиноккио. Лес».
Фото Андрея Безукладникова

Уже скоро состоятся показы спектакля Бориса Юхананова "Пиноккио" по пьесе Андрея Вишневского. В январе обе части, "Лес" и "Театр", будут показаны трижды. Билеты еще есть!

 

В прошлом сезоне спектакль отметили многие критики, вот фрагмент рецензии Веры Сердечной:

Вишневский берет сказку как отправную точку для создания всеобъемлющего Пиноккио-мифа, «пиномифологии», куда вовлекаются сотни разнородных элементов культуры: от каббалы до психоделических откровений. Текст «Безумный ангел Пиноккио», незавершенный, огромный, создается вот уже четыре десятка лет, и это весьма герметичное чтение, напоминающее по внутренне необъятной структуре мифологию «Темной башни» Кинга, где мироздание также насажено на ось Розы, метафизические миры Кастанеды или эпосы Блейка (по одному из которых «Электротеатр» как раз готовит премьеру).

Юхананов в своем диптихе ставит начальную часть этого драматического эпоса. Режиссер трансформирует структуру непересказываемого действа, пользуясь приемом умножения персонажей, реплик и сцен и используя пиномифологию как инструмент познания мифологии. На сцене «Электротеатра» разыгрывается мистерия: одновременно и открыто-наивная (костюмы Сверчков, например, напоминают шикарный новогодний утренник в квир-клубе), и говорящая о сакральном. Работа художника Юрия Харикова заслуживает отдельной статьи, а я попробую пока не отвлекаться.

Спектакль — рассказ в рассказе. Историю Пиноккио повествуют в сложной голосовой партитуре писатели-романтики, усыпанные пылью веков, как сединами: то ли ожившие памятники, то ли старые гравюры. Это Гёте, Генрих фон Клейст, Эдгар По и пять Мэри Шелли: те, кто вновь рассказали Европе истории о Големе-Франкенштейне, о тенях и марионетках. Сейчас они собрались, чтобы рассказать историю о куклах-двойниках. Рассказчики-«ремаркеры» нужны не только для того, чтобы обвести содержание повествовательной рамкой, но и для того, чтобы воспроизвести в слове то, что не отразить на сцене.

Двоих Пиноккио завораживающе играют Мария Беляева и Светлана Найденова. Их фонетика наивна, их движения угловаты и марионеточны, их широкие облачения скрывают фигуру: видны хорошо только ломкие ручки и ножки. Эти деревянные паяцы-близнецы — двойники человека. Кукла — не только пародия на человека, но и его прототип: слепил же бог Адама из глины. Пиноккио, кажется, бесполые — и тут можно вспомнить, что, по словам законоучителей Талмуда, первозданный человек Адам Ришон создан как единое существо с двумя сущностями — мужской и женской.

И начинается кружение непростого текста по зрительским мозгам — параллельно с завораживающе красивой картинкой. Портал сцены, увенчанный черепом Пиноккио и безногими капителями колонн, движется взад-вперед с бархатным занавесом и несет на себе рассказчиков и хор, отражая сразу и вертикальное, и горизонтальное деление этого призрачного мира, где и зодиак не совпадает с привычным.

Другие материалы о спектакле

Расписание показов:

19 января 19:00 — Лес

20 января 18:00 — Театр

22 января 19:00 — Лес

23 января 18:00 — Театр

26 января 19:00 — Лес

27 января 18:00 — Театр

Билеты

2682