С 5 по 9 декабря пройдут показы театрального диптиха Бориса Юхананова "Пиноккио" по пьесе Андрея Вишневского. Собрали цитаты критиков, смотревших спектакль и на премьере, и на фестивале NET, и на "Золотой маске" ("Пиноккио" победил в номинации "Лучший спектакль малой формы", а также за лучшие костюмы получила премию художник Анастасия Нефедова). СМИ пишут о "Пиноккио" удивительно разнообразно, и в то же время в рецензиях сквозит много общего – восторг, недоумение, смелые аналогии и образы. Кто тоже хочет приобщиться к пиномифологии – билеты и расписание показов по ссылке внизу.
"В новом театральном мини-сериале присутствует всё, за что мы любим Электротеатр, – визуальные сенсации с участием стихий огня и воды, воздуха и земли, сценические бури, нечеловеческие страсти, театральная магия и алхимия, архаика и немыслимая для Москвы техническая оснащенность. И будь у древних мистагогов такие возможности воздействовать на тайные миры, как у Электротеатра, мы, «племя существ, награжденных носами, но лишенных разума», жили бы сейчас в каком-то другом мире".
(Людмила Бредихина, Ведомости, 2019)
"Театр вышел из обрядовых игрищ и вынес с собой, как Прометей, искру огня. Вероятно, именно из-за этой искры так конфликтуют до сих пор священное и театральное, сакральная традиция и эстетическое новшество. Юхананов проделывает работу по развороту этого процесса в обратную сторону: его театр вглядывается в самую глубину себя, чтобы отыскать там, в ломаном паяце, священное и истинное".
(Вера Сердечная, Летающий критик, 2020)
"К финалу спектакля полностью отождествляешь себя с Пиноккио, ищущим смысл и красоту там, где их не может быть, и обретающим, наконец, свое иллюзорное счастье в призрачном, придуманном мире. Или единственно реальном, кто знает. И уже не хочется думать, какими красками, звуками и лазерными приспособлениями достигается эффект твоего присутствия рядом с Саломеей, Дон Жуаном или Орфеем (в метаопере Электротеатра представлена едва ли не вся история мировой сцены). Магический визуальный театр обеспечивает зрителю полное растворение в этом сне, точно по формуле Кальдерона «Жизнь есть сон»".
(Нина Агишева, Сноб, 2019)
"Каждое событие на пути Пиноккио – этап взросления и освобождения. Несмотря на такую далекую от реальности театральную форму, постоянно чувствуешь боль и страх за человечков, видишь в них своих и чужих детей, свое детство и юность. Крайнюю открытость и незащищенность ребенка, подростка да и взрослого в этом мире. Возраст – категория относительная. Это самый нежный и страшный спектакль Бориса Юхананова и самый искренний".
(Ольга Ковлакова, Ваш досуг, 2019)
"Электротеатр много чего успел сделать за несколько лет, но премьера «Пиноккио» Бориса Юхананова на фестивале NET нечто особенное. Вместе с «Пиноккио» Электротеатр взобрался выше по склону «мифогенной» театральной горы. Впрочем, на этой горе нет других театров".
(Дмитрий Лисин, журнал "Театр", 2019)
"Этот спектакль, представленный впервые в конце 2019 года, произвел что-то вроде революции на театральных подмостках Москвы. Возможно, впервые в истории «Золотой маски» награды удостоилось зрелище, настолько радикально обновляющее все прежние представления о театре. Все, кто видел «Пиноккио», выходят из зала в состоянии некоторого метафизического шока".
(Ольга Андреева, газета "Культура", 2021)
"Что касается спектаклей малой формы, в ней все оказалось легче. Несмотря на большую номинацию (14 спектаклей) «Пиноккио. Театр» Бориса Юхананова вызвал полное единодушия изумление. Это сложнейшее действо о духовной инициации деревянного человечка неожиданно напомнило об интеллектуальных и визуальных пиршествах Серебряного века".
(Алена Карась, Лейла Гучмазова, Ирина Муравьева, Российская газета, 2021)