Фотоистория: «Стойкий принцип»
1 August 2021
Фото Наталии Чебан

Сегодня наша рубрика "Фотоистория" отсылает не так уж далеко в прошлое. Расскажем о спектакле "Стойкий принцип", который и сейчас есть в репертуаре Электротеатра Станиславский. А началось все около десятилетия назад в театре "Школа драматического искусства".

Это фото сделано Наталией Чебан в 2013 году. Борис Юхананов стоит на сцене зала "Манеж" театра "Школа драматического искусства". Идут репетиции спектакля "Стойкий принцип" — первой его редакции. В кадре видны элементы декораций Юрия Харикова, в частности, спящий Пушкин. Дело в том, что в основу спектакля легла не только известная пьеса Педро Кальдерона "Стойкий принц", но и маленькая трагедия Пушкина "Пир во время чумы" — это стало заключительным актом спектакля. В других же актах на этом элементе появлялся то спящий Кальдерон, то Сталин с искаженной гримасой, то и вовсе устарающий череп.

Юрий Хариков писал: "Это, скорее, знаковое пространство сна, в котором возможно все. А пространство сна может, скажем, представать как система образов, но поскольку образы не на чем собрать, его можно только означить. Показалось возможным означить его двумя фигурами авторов, которые «лежат» в основе рождения текста. Пушкин и Кальдерон. И вот, из «сна разума» этих двух представителей мировой литературы, собственно и возникло пространство".

Для тех, кто отдельно заинтересован частью по "Пиру во время чумы" в архиве есть дневник репетиций Юхананова с артистами именно этой части. 

Композитором спектакля выступил Дмитрий Курляндский: "Мы начинали работу с долгих сеансов вслушивания в собственное дыхание. Пытались услышать в ровной поверхности долгого теплого выдоха какое-то случайное, естественное изменение, событие — прихрип, присип, присвист. Он может быть вызван случайным напряжением связок, каким-то внутренним движением в организме. Уловив это событие, со следующим выдохом мы фокусировались на нем — возводили в правило то, что казалось случайностью. В свою очередь, прислушиваясь к этой новой звуковой поверхности, мы пытались различить на ней неровности, которые позволят выйти на новый этап".

Главную роль, принца Фернандо, в обеих редакциях играл актер Игорь Яцко. В своем рассказе он размышляет о природе кальдероновского текста и своей встрече с ним и рассуждает о своем персонаже в "Стойком принципе".

К премьере в 2013 был издан альбом, посвященный спектаклю. У нас есть ознакомительный фрагмент.

Если просмотреть названия рецензий на спектакль, может удивить, что почти все они отсылают к теме смерти. Эти мотивы действительно были зашиты в спектакль: между частью по Кальдерону и частью по Пушкину разместилась часть под названием "Кладбища", где упрыри и зомби предавались экстатической радости перед разъятым текстом "Стойкого принца". Мы не стали разделять прессу на этот спектакль по редакциям. О нем писали много, некоторые рецензии сами по себе были близки к художественным произведениям. Уточнить для себя, о какой редакции идет речь в тексте, можно по году публикации. Все они собраны здесь.

1924