Фрагмент из дневника Бориса Юхананова. Комментарий к главе четвертой видеоромана “Сумасшедший принц”
Boris Yukhananov | 1991 | дневник

Книга Эсфири Вариация первая. “Эсфирь, или Сумасшедший принц Стоп-кадр”. Стоп-кадр удовлетворяет инстинкт всматривания, инстинкт любования. Кроме того, он сам, как единица визуального бытия, изначально готов к любым сопряжениям. Так тишина приемлет звук, в общем-то, не ожидая его. Таким образом, между двумя стоп-кадрами, всегда располагается микроновелла. Веселый или трагический блиц. Иначе говоря, дистанция здесь повествовательна и одинока. И смысл, одолевающий ее, есть бегун на короткую дистанцию. Одинокий бегун, исполненный надежды. Общая энергия материала высветляется, статика обращает нас к другим видам искусства (фотография, живопись), дерзко совокупляющимся в этих секундных остановках с видео. Видео немеет и глохнет в поцелуе. Время неостановимо. Мы не можем выкупить и сохранить секунду у бытия. Выхватить точку из линии. Недискретное пространство видеовида не знает кадров и членений и поэтому, когда мы обращаем изначальную целостность видеоискусства к парадоксу “стоп-кадра”, когда мы позволяем себе это фаустовское восклицание “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”, мы, как всякие тяжелые грешники, оказываемся готовы к восприятию Библии!

Стоп-кадровый или дискретный монтаж. Монтаж на статике. Правило: линия представляется в виде секвенциональных отрезков, каждому из которых соответствует один стоп-кадр. Таким образом, по краям стоп-кадры встречаются друг с другом, сталкиваясь и образуя особое энергетическое поле, обращающее смысл из уже упоминаемого выше “одинокого бегуна” в “одинокого прыгуна”, естественно складывая благодаря сопряжениям статики, эффект бега с препятствиями, соответственно, смысл должен справляться с препятствием, ибо легкость и, подчеркивая это, реальная неостановимость его движения и определяет жизнь вариации. Конечно, может случиться и так, что смысл, ударившись о препятствие, забьется, как шарик между двумя барьерами, но тогда материал должен сделать паузу, а пауза — это, конечно, уже не стоп-кадр и к монтажу не имеет прямого отношения. Это просто новый объем материала, новый зачин, эпизод, интермедия, завет...

Два дополнения.

1) Библейское пространство в транскрипции видео, видимо, не знает времени и цвета, черно-белый стоп-кадр принимает его на себя (пространство).

2) Существует особая мазохистская прелесть у вибрирующего стоп-кадра. Так рвется бой (бег) неукротимая лошадка – линия продолжает движение в статике, парадокс зримо обнаруживает себя, оставаясь неразрешенным, он диссонирует с восприятием.